ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 05RS0020-01-2025-000614-29 |
Дата поступления | 15.04.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Илясов Андрей Дмитриевич |
Дата рассмотрения | 19.06.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 15.04.2025 | 11:03 | 15.04.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 15.04.2025 | 11:41 | 15.04.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 15.04.2025 | 15:24 | Административное исковое заявление принято к производству | 15.04.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 15.04.2025 | 16:49 | 15.04.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 30.04.2025 | 15:30 | 15.04.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 04.06.2025 | 17:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 30.04.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 04.06.2025 | 17:40 | 04.06.2025 | ||||||
Судебное заседание | 19.06.2025 | 09:30 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 04.06.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 19.06.2025 | 11:55 | 19.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 20.06.2025 | 17:27 | 19.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мамедова Гульнара Калсыновна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Управление Федеральной налоговой службы по РД | 7727406020 | 770801001 | 1030502623612 |
Дело № 2а-419/2025
УИД: 05RS0020-01-2025-000614-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2025 года РД, Кизлярский район с. Юбилейное
Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Илясов А.Д., при секретаре Гусейновой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления ФНС России по Республике Дагестан к ФИО2 о взыскании налогов и сборов,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Дагестан обратилось с административным иском к Мамедовой ФИО8 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 14143,05 руб., пеня в размере 29,46 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 14172,51 руб., мотивируя свои требования тем, что на налоговом учете в Управление ФНС России по Республике Дагестан состоит в качестве налогоплательщика Мамедова ФИО9, ИНН: №, и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа. Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В соответствии со ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ. равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным ст.83 НК РФ.
Плательщиками имущественных налогов в соответствии со ст. 357, 388, 400 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, обладающие земельными участками, и правом собственности на имущество признаваемые объектом налогообложения, согласно статьи 358, 389, 401 НК РФ соответственно.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ч 1 ст. 362 НК РФ); государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 НК РФ).
Мамедова ФИО10, № был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (главы КФХ), прекратил деятельность - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года №250-ФЗ утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на. случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 второй части Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: -организации;.
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Размеры фиксированных платежей по страховым взносам приведены в ст. 430 НК РФ.
Фиксированный платеж в 2019 г. составлял 29354 руб. С учетом частичной уплаты начисленная сумма составила 14143.05 руб.
В соответствии с п. 15 ст. 431 НК РФ случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчётного периода плательщики страховых взносов обязаны были до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно.
Согласно ст. 24 Гражданского кодекса РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Положения данной статьи применяются независимо от того, используется указанное имущество в предпринимательской деятельности или нет. Поэтому прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не влияет на исполнение обязательств, возникших в период такой деятельности
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п. 13) разъяснено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Таким образом, задолженность по уплате обязательных платежей, возникшая в период осуществления предпринимательской, деятельности, в случае, когда индивидуальный предприниматель прекратил свою, деятельность, может быть взыскана в судебном порядке посредством обращения налогового органа в суд общей юрисдикции.
Налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, установленную законодательством.
Указанные налоги, сборы, страховые взносы были исчислены налоговым органом в соответствии с Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которым определены налогоплательщики и установлены порядок и сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ, Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В нарушении вышеуказанных положений НК РФ, административный ответчик не уплатил в установленный срок (уплатил частично) в бюджетную систему РФ суммы начисленных налогов.
В соответствии со ст.75 НК РФ, при неуплате в установленный законодательством срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Пунктом 1 ст.45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Инспекцией в соответствии со ст.69 НК РФ, было направлено административному ответчику требование об уплате налогов и сборов № от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить задолженность по вышеуказанным налогам, однако в установленный срок административный ответчик не уплатил (или не полностью уплатил) суммы налога и соответствующие пени.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, в установленном законом порядке и в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ, Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа в мировой суд, который вынес судебный приказ №, отмененный ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями от должника.
Согласно расписке фактически определение нарочно получено заместителем начальника отдела УФНС России по РД только лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, процессуальный срок, предоставленный для обращения с иском в суд, пропущен.Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного Кодексом или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
При этом факт вынесения судебного приказа подтверждает восстановление сроков мировым судьёй. Данная позиция подтверждается кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Управление ФНС России по Республике Дагестан ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, мотивируя тем, что определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ было получено нарочно заместителем начальника отдела УНС России по Республике Дагестан – ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует расписка о получении.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 31,45,48 НК РФ, ст.4,17 КАС РФ Управление ФНС России по Республике Дагестан просит суд, восстановить срок на подачу административного искового заявления, а так же взыскать с Мамедовой ФИО11 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 14143,05 руб., пеня в размере 29,46 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 14172,51 руб.
Представитель административного истца - Ханмурзаев М.Х, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик Мамедова ФИО12 была уведомлена о месте и времени судебного заседания. Однако, в судебное заседание не явилась
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
О судебном заседании суда, Мамедова ФИО13 извещена заблаговременно заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в административном исковом заявлении. Письмо не вручено адресату и возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения», каких-либо ходатайств от ответчика не поступило.
Исследовав материалы дела и, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, установленную законодательством.
Указанные налоги, сборы, были исчислены налоговым органом в соответствии с Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которым определены налогоплательщики и установлены порядок и сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ, Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В нарушении вышеуказанных положений НК РФ, административный ответчик не уплатил в установленный срок (уплатил частично) в бюджетную, систему РФ суммы начисленных налогов.
В соответствии со ст.75 НК РФ, при неуплате в установленный законодательством срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Согласно ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регламентирован положениями ст. 48 НК РФ.
Так, согласно ч. 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Управление ФНС по РД обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и сборам с Мамедовой ФИО14. – ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный приказ о взыскании с Мамедовой ФИО15 недоимки по уплате налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) год в размере 14143,05 руб., пеня в размере 29,46 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вынесен мировым судьей судебного участка № <адрес> РД ДД.ММ.ГГГГ, отменен – ДД.ММ.ГГГГ.
Определение об отмене судебного приказа получено главным государственным налоговым инспектором УФНС России по РД Шайтемировой Э.И., согласно материалам административного дела №а-323/2022, поступившего от мирового судьи с.у. № – ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, шестимесячный срок на обращение в суд для принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным. Таким образом, административный истец в Кизлярский районный суд Республики Дагестан с административным иском к Мамедовой ФИО16. обратился за пределами установленного федеральным законом срока.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Дагестан к Мамедовой ФИО17 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 14143,05 руб., пеня в размере 29,46 руб. за 2019 год на общую сумму 14172,51 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кизлярский районный суд Республики Дагестан.
Решение изготовлено в окончательной форме 19.06.2025 года.
Судья А.Д. Илясов
